Лос-аламос, Манхэтенский проект все дела:

«Ну, в общем, мы все решили, что самая главная задача — понять точно,
что именно происходит во время взрыва бомбы, чтобы можно было точно указать,
сколько выделяется энергии и т.д., — требовала намного больше выкладок, чем
мы могли делать. Но один умный человек по имени Стэнли Френкель сообразил,
что вычисления, возможно, удастся сделать на машинах IBM. Компания IBM
выпускала машины для бизнеса — устройства для сложения, называемые
табуляторами, и машины для умножения — мультипликаторы, в которые можно было
закладывать карточки: машина считывала два числа с карточки и умножала их.
Были также устройства, которые сличали числа, сортировали их и т.д.
И вот Френкель придумал замечательную программу. Если бы мы собрали
довольно много таких машин в одной комнате, то мы смогли бы взять карточки и
запустить их по циклу. Всякий, кто сейчас делает численные вычисления, знает
точно, о чем я говорю, но тогда это было нечто новое — поточная линия из
вычислительных машинок. Мы делали подобные вещи на машинках для сложения.
Обычно продвигаешься шаг за шагом, проводя все выкладки самостоятельно. Но
здесь все не так — сначала обращаешься к «слагателю», затем к «умножителю»,
опять к «слагателю» и т.д. Одним словом, Френкель спроектировал такую
систему и заказал калькуляторы в компании IBM, поскольку мы поняли, что это
хороший способ решения наших проблем.
При этом нам нужен был человек, который чинил бы машинки, поддерживал
бы их в порядке и все такое. Военные все время собирались прислать нам
такого человека из своих рядов, но дело постоянно задерживалось. Теперь мы
всегда были в спешке. Все, что мы делали, мы старались делать как можно
быстрее. В данном конкретном случае мы разработали все численные операции -
предполагалось, что их будут делать машины — множь это, потом сделай это,
потом вычти это. Мы разработали программу, но у нас пока не было машин для
реальной проверки. Поэтому мы посадили в комнату девушек и снабдили каждую
калькулятором Маршана: одна была «умножителем», другая — «слагателем». Еще
одна возводила в куб: все, что она делала, — возводила в третью степень
число на карточке и отправляла ее следующей девушке.
Так мы прошли по всему циклу, пока не «вылизали» его, не избавились от
всех скрытых ошибок. Оказалось, что скорость, с которой мы теперь были в
состоянии вычислять, стала чертовски большой — намного больше, чем при
другом способе, когда каждый человек все шаги проделывал сам. По этой
системе мы получили скорость вычислений, совпадающую с предсказываемой
скоростью для машины IBM. Единственная разница состояла в том, что машины
IBM не уставали и могли работать в три смены. А вот девушки через некоторое
время уставали.»